Вот интересную статью написал про лидский байк фестиваль Василий СЕМАШКО
14-16 сентября 2007 года состоялся первый байк-фестиваль "Лида-2007".
Сначала позволю себе небольшой исторический экскурс.
Итак, первые байкеры появились в США (а некоторые считают, что в
Британии) через несколько лет после Второй мировой войны. Их основу
составляли боевые летчики, которые стремились сохранить боевой дух и
сплоченность экипажей бомбардировщиков. Езда сплоченными группами на
мощных мотоциклах напоминала им боевые вылеты – низкий гул мощных
двигателей, обдувающий ветер, неизменная летная форма (кожаные куртки
летчиков давно являются байкерской классикой), рядом – боевые друзья.
Надо сказать, что сплоченность байкеров и сейчас является основой этого движения.
В
послевоенном СССР у бывших военных летчиков были совершенно другие
заботы, поэтому в Советском Союзе первые байкеры появились только в
конце 1980-х годов. И развал СССР не поставил точку и их существовании.
Сейчас каждый год в различных местах Беларуси проводится примерно 7-10
байк-фестивалей, на который традиционно, помимо белорусских, съезжаются
участники из других стран.
Обычно на каждом байкерском
фестивале его участник получает значок с его символикой. Чем больше
байк-фестивалей, на которых побывал байкер – тем больше у него разных
значков. Поэтому куртки многих байкеров чем-то напоминают китель
Леонида Брежнева.
Традиционные мероприятия байкфестивалей –
соревнования в различных видах езды (маневрирование, медленная езда и
т. д.), оценка тюнинга мотоцикла и другие конкурсы, концерты, А на них
— знакомства, общение и т. д.
Организатором 1-го Лидского
байкфестиваля "Лида-2007" стал клуб лидских байкеров «Devoid of rights»
(«Лишенные прав»), образованный в 1998 году. В названии объединения
речь идет явно не о водительских правах – в противном случае власти не
разрешили бы проведение этого мероприятия.
Фестиваль проходил
в лагере “Солнышко” в 15км от города Лиды. Уже «на дальних подступах» к
лагерю была слышна концертная музыка и рев двигателей. На самой же
территории была оборудована мотоциклетная стоянка, на которой
припарковалось примерно 150 железных коней всевозможных классов и
стоимости.
Очень
необычно смотрелись рядом с японскими чудесами техники, напоминающими
боевой истребитель, почти антикварные ИЖи и другие уже почти забытые
изделия советского мотопрома .
Многие модели удивляли
тюнингом. Кстати, о тюнинге: байкеры рассказывали, что из-за любой
переделки мотоциклов происходят серьезные проблемы при прохождении
техосмотра.
Каждый эти проблемы решает по-своему. А бывает и
так, что работники ГАИ, запутавшись в разнообразии двухколесных машин,
просто не могут отличить полностью самодельный мотоцикл от заводского –
настолько хорошо сработана самоделка.
Некоторые из
участвовавших в Лидском байкфестивале самодельные мотоциклы ничем не
уступают американским «самоделкам», которые длительное время
рекламирует телеканал «Дискавери».
Часть участников фестиваля за отдельную плату
разместилась в различных помещениях лагеря, другие – в своих палатках,
во множестве покрывавших территорию. К услугам прибывших работали
палатки-кафе, в которых особенным спросом пользовалась продукция
местного пивзавода. Более крепких напитков в лагере не продавали.
У ворот дежурила машина ГАИ, сотрудники которого
проводили алкоголь-тест. Причем, сами байкеры добровольно выстраивались
на этот тест в очередь перед выездом из лагеря.
Как
итог, некоторые, кто слишком сильно уважил продукцию местного
пивзавода, были вынуждены пропустить массовый выезд к Кургану славы и в
Лидский замок. К слову, начавшиеся с утра почти непрерывные дожди
вообще поставили этот выезд под сомнение. К счастью, во второй половине
дня выглянуло солнце.
Массовый выезд сотни мотоциклов произвел
наибольшее впечатление. Только одновременная работа сотни мощных
моторов вызывает повышение уровня адреналина в крови. Гостеприимные
организаторы фестиваля предоставили мне возможность участия в качестве
пассажира в этом выезде, да еще и на одном из самых мощных мотоциклов,
что был на фестивале. Этот мотоцикл именуется «Черная птица», а своим
видом и возможностями (хозяин рассказал, что развил на нем скорость 290
кмчас) действительно напоминает самый быстрый в мире самолет 1960-х
годов SR-71, который также носит имя «Черная птица».
Для сравнения, вертолет Ка-26, состоявший на службе
милиции в советское время, может лететь со скоростью 160 кмч, а Ми-2, с
помощью которого ГАИ начала патрулировать дороги в этом году – 210 кмч.
Не угнаться им за этой «птицей».
Владелец «Черной птицы»,
желая продемонстрировать мне возможности машины, не предупреждая,
периодически придавал такое ускорение, что мотоцикл буквально вырывался
из-под меня. Никогда не думал, что можно испытывать такие перегрузки,
когда изо всех сил приходится цепляться за ручки, чтобы не оказаться на
асфальте. К счастью для меня, порывы «Черной птицы» и других резвых
мотоциклов ограничивала машина сопровождения ГАИ, которая к тому же
«очищала» дорогу для мотоциклистов, заставляя всех остальных участников
движения прижаться к обочине.
В Лиде кортеж проехал через весь
город к местному Кургану Славы. Оказавшиеся у Кургана участники
свадебной церемонии удивленно смотрели, как сотня мотоциклов сигналя и
подгазовывая до выстрелов из глушителя, совершили вокруг него круг
почета и остановились.
Лидеры «Devoid of rights» от имени всех байкеров фестиваля возложили венок к памятнику павшим воинам.
Как позже мне рассказал один из постоянных
участников байкерских фестивалей, подобное происходит практически на
каждом таком событии.
Затем
колонна мотоциклистов направилась к Лидскому замку. Здесь их уже
ожидали одетые в средневековые костюмы участники местного исторического
клуба. Хозяева замка в рыцарских доспехах провели одетых в современные
кожаные и кевларовые «латы» байкеров в замок.
Женщина-научный сотрудник музея замка все
время выражала беспокойство, что из-за крутых ступенек «массивно
одетые» гости могут упасть и травмироваться, чем изрядно посмешила
байкеров, имеющих изрядный опыт падений в более экстремальных условиях.
В замке для гостей было разыграно представление из жизни его
древних обитателей. Особый восторг у всех вызвал поединок двух рыцарей,
проходивший между невысокой сценой и зрителями. На узком свободном
пространстве рыцари в тяжелых доспехах рубились мечами в полную силу,
умудрившись при этом не задеть гостей.
После представления рыцари дали возможность байкерам пострелять из катапульты и лука. Вообще, участники рыцарского клуба и байкеры как-то
сразу подружились, найдя темы для обсуждения. В общем-то, это не
удивительно – в старину закованные в железные доспехи рыцари тоже вели
довольно рискованный образ жизни. Сегодня люди в поисках адреналина
сменили коней на мотоциклы, а старинные защитные доспехи – на
современные. Но дух авантюризма не умер.
Вскоре колонна
мотоциклов вернулась на свою базу. Сойдя с «Черной птицы» я понял,
почему среди байкеров так популярно пиво… Кстати, распространенный
стереотип представления о байкере, выезжающим на дорогу с полным пива
животом во многом является мифом – практически все прекрасно осознают
степень риска, которой они подвергаются. Ведь мотоциклист, в отличие от
автомобилиста, не имеет защиты кузова, и избегает столкновений за счет
быстроты маневра, где необходима мгновенная реакция. Да и водительскими
правами тоже каждый дорожит. Другое же дело посидеть в дружеской
компании...
Вечером в лагере стали готовиться к концерту. Сами
организаторы сделали программу мероприятий довольно небольшой, да и
проводили ее как-то медлительно – чувствовался недостаток опыта
организации фестивалей. Тем временем в лагерь прибыло
несколько милицейских машин, которые в отличие от ГАИ, стоявших у
ворот, расположились непосредственно среди байкеров. Прибывшие
милиционеры стали демонстративно патрулировать лагерь, вызывая явное
раздражение у собравшихся. Надо сказать, в лагере была очень спокойная и
доброжелательная обстановка, как это обычно бывает в обществе сильных и
уверенных людей. Было ощущение, что милиционеры своим бесцельным
блужданием в форме среди отдыхающих байкеров умышленно нагнетали
обстановку (9074)
Организаторы рассказали, что это не
единственная подобная «шероховатьсть» в отношениях со стороны милиции.
При согласовании праздничных мероприятий байкерам запретили
показательные выступления в Лиде. Причину назвали – не смейтесь – «…
будет нежелательно, если подростки посмотрят на ваши трюки, а затем
сами начнут их исполнять». Видимо, неспроста Лидский байк-клуб
именуется «Devoid of rights» («Лишенные прав»)… При таком подходе
следует запретить в Лиде и выступления цирковых артистов «а то вдруг
вздумают повторить».
Впрочем, организаторы на милицию не в обиде – ведь фестиваль-то провели, и провели неплохо!
http://naviny.by/rubrics/society/2007/09/16/ic_articles_116_152840/
|